#

Поставки китайских легковых автомобилей в Россию подскочили на 543%

Новости

Экспорт легковых автомобилей и грузовиков из КНР в Россию в первой половине 2023 года вырос в разы — до $4,6 млрд и $1,7 млрд соответственно. Доля Китая в российском импорте автомобилей превысила 70%

Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года составил $4,6 млрд, что в 6,4 раза (на 543%) превышает аналогичный показатель первой половины 2022 года ($715 млн). В июне 2023 года поставки составили $1,03 млрд — максимум с начала года (в мае было $809 млн), следует из статистики Главного таможенного управления КНР.

Согласно данным таможни, в январе—июне Китай экспортировал в Россию 325,8 тыс. легковых автомобилей — в пять раз больше, чем в январе—июне 2022 года (64,6 тыс. штук). За первые пять месяцев года КНР отправила в Россию 287 тыс. автомобилей, сообщала ранее Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM), что сделало Россию крупнейшим экспортным рынком для китайских автомобилей (на втором месте — Мексика, 159 тыс. штук).

В досанкционном 2021 году китайский экспорт легковых автомобилей составлял $1,5 млрд за весь год, следует из данных таможенной статистики КНР. Согласно открытым данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2021 году китайские автомобили обеспечивали около 10% всего российского импорта легковых автомашин, а сейчас на Китай приходится свыше 70% импортных поставок, пишет Центральный банк России в июльском докладе по экономикам регионов.

РБК направил запросы в Минпромторг и Минэкономразвития России.

Как санкции изменили российский авторынок

Из-за санкций производство легковых автомобилей в России в 2022 году снизилось на 67%, что в ЦБ связывают «во многом с сокращением объемов контрактной сборки из-за ухода иностранных концернов» (в 2021 году на отечественную сборку иномарок пришлось около 70% совокупного выпуска легковых автомобилей в стране). Производство собственно российских марок сократилось примерно на 40%, оценивал ЦБ, в основном из-за проблем с поставками комплектующих. Но помимо этого прекратили выпуск в России иностранные автоконцерны, а также из-за санкций резко сократился импорт легковых автомобилей из Европы, Южной Кореи и Японии.

В досанкционном 2021 году импорт легковых автомобилей в Россию составил $8 млрд, согласно данным ФТС. По данным стран — торговых партнеров России (из базы ООН Comtrade), тогда крупнейшими поставщиками на российский рынок были Япония ($2,86 млрд), Южная Корея ($2,55 млрд) и Германия ($2,19 млрд).

В 2022 году Евросоюз запретил экспорт в Россию «люксовых» автомобилей (стоимостью свыше €50 тыс., или 5 млн руб. по текущему курсу), а в июне 2023 года, в составе 11-го санкционного пакета, эмбарго было распространено на все новые и подержанные автомобили с двигателем объемом более 1,9 л, электромобили и гибридные автомобили (независимо от цены). Япония в апреле 2022 года запретила поставки в Россию автомобилей стоимостью выше 6 млн иен (3,86 млн руб. по текущему курсу), а сейчас правительство Японии рассматривает возможность запрета экспорта в Россию всех автомобилей с двигателем более 1,9 л, гибридных автомобилей и электрокаров, пишут японские СМИ. Южная Корея в 2022 году запретила экспорт новых автомобилей в Россию.

Российская таможенная статистика в отношении ввоза автомобилей сопоставима с китайской, говорит федеральный чиновник, знакомый с данными. По его словам, в первом полугодии 2023 года на китайские легковые автомобили пришлось более 70% в общем импорте легковых автомобилей (против 30% в том же периоде 2022 года), тогда как доля поставок из Южной Кореи и Японии сократилась до 1%.

«При стабильной доле отечественных моделей большая часть доступных автомобилей теперь представлена импортом, причем в его структуре стали преобладать подержанные модели, на которые приходится более трети совокупного предложения», — утверждает Банк России.

В июне доля Китая в импорте новых легковых автомобилей достигла почти 76%, утверждает аналитическое агентство «Автостат». «Официальные поставки автомобилей на наш рынок осуществляют лишь китайские производители», — говорит представитель агентства. Потенциальное решение Японии запретить поставки в Россию подержанных автомобилей может повлиять на рынок, поскольку доля Японии высока в отношении ввоза подержанных машин в страну — 55,6% в июне. «С другой стороны, за последние два года этот показатель заметно уменьшился — раньше на долю импорта легковых машин с пробегом из Японии приходилось свыше 90%», — отмечают в «Автостате».

Как выросли поставки китайских грузовиков и экскаваторов

Кроме того, экспорт грузовых автомобилей из Китая в Россию в первом полугодии 2023 года увеличился в 3,6 раза, до $1,68 млрд (по сравнению с $464 млн за тот же период годом ранее), следует из таможенной статистики КНР.

«Китайские грузовики стремительно расширяют свое присутствие на российском рынке, сумев быстро заместить ушедшую из-за санкций «большую европейскую семерку» (DAF, Iveco, MAN, Volvo, Renault, Scania, Mercedes. — РБК). По сообщениям автодилеров, экспансия грузовых автомобилей из Китая на российском рынке связана как с недостаточным предложением грузовиков отечественных марок, так и с отдельными конкурентными преимуществами китайской продукции», — говорится в июльском докладе Банка России.

Китай стремительно нарастил долю и на российском рынке тракторов и дорожно-строительной техники. Так, поставки тракторов из КНР в январе—июне достигли $1,63 млрд, что в 23 раза превышает сравнительный показатель за тот же период 2022 года ($70 млн), следует из данных Главного таможенного управления КНР. Китайский экспорт бульдозеров, грейдеров, погрузчиков, экскаваторов (код товарной номенклатуры внешнеторговой деятельности 8429) увеличился в три раза, до $1,5 млрд (по сравнению с $475 млн за тот же период годом ранее).

Почему доля китайцев продолжит расти

Рост поставок китайских легковых автомобилей в Россию (в шесть раз, согласно статистике КНР) может быть связан с низкой базой 2022 года, когда их доля на рынке была невелика, рассуждает начальник аналитического центра «АСМ-холдинг» Василий Сеин. По его словам, сейчас доля китайских производителей на российском рынке составляет 40% (общие продажи, включая импорт и российские марки), а к концу 2023 года она может вырасти до 50–60%, если АвтоВАЗ выполнит свои планы по производству 400 тыс. автомобилей за этот год.

«И это явно не предел. Сейчас не предвидится улучшений отношений России с Западом, западные производители в ближайшее время не собираются вернуться на российский рынок. К тому же в России уже есть несколько производств автомобилей китайских марок («Автотор», Haval, Sollers) и ряд производств российских марок, в основе которых лежат автомобили китайских компаний», — указывает Сеин. С учетом таких «скрытых» партнерств общая доля китайских производителей в России может вырасти до 80%, говорит он.

Возможности по поставкам из многих стран ограничены или требуют сложной логистики, а импорт из Китая выглядит как наиболее приемлемое решение балансирования спроса и предложения, считает аналитик по автопрому Владимир Беспалов. «На российском рынке по-прежнему сохраняется дефицит предложения, поэтому возможности для дальнейшего роста импорта есть. Но в среднесрочной перспективе, по мере того как будут запускаться или перезапускаться производства автомобилей в России, правительство будет создавать условия для развития именно локальных проектов. В этом случае будут сужаться возможности для импорта, а внутренний спрос будет в большей мере удовлетворяться за счет локального производства, в том числе локализованных проектов на основе китайских разработок», — предвидит он.

Рост объема поставок китайских автомобилей в Россию будет продолжаться, согласен партнер Strategy Partners Алексей Волостнов. Эта тенденция, по его словам, распространяется не только на легковые автомобили, но и на коммерческий транспорт и спецтехнику. Однако параллельно пойдет процесс локализации производства на основе сначала крупноузловой, а потом более локализованной сборки, считает он.

«Собственное производство автомобилей в России — это, определенно, лукавство: большая часть машин собирается из импортных комплектов и компонентов. В дальнейшем очевидно, что регулятор будет настаивать на более глубокой локализации производства китайских машин, используя как стимулирующие (субсидии), так и рестриктивные меры (пошлины, утильсбор). Более того, в целом китайские компании не против переноса части сборочных операций в Россию и использования отечественных компонентов, при наличии качественных и надежных производителей автокомпонентов, которые готовы работать в соответствии с требованиями китайских компаний», — говорит Волостнов.

Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы, импортируемые в Россию, с 1 августа 2023 года будет проиндексирован в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объема двигателя. Вместе с ослаблением рубля это приведет к заметному подорожанию иномарок, заявили участники рынка, опрошенные Autonews.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние статьи

Все статьи
От поиска работы к трудоустройству: как долго это может занять в зависимости от типа работы

От поиска работы к трудоустройству: как долго это может занять в зависимости от типа работы

22 августа 2023
Трудоустройство
Содержание Обзор среднего времени поиска работы в различных отраслях Технологическая отрасль Здравоохранение Финансы Маркетинг Обзор инструментов и ресурсов, которые могут помочь определить среднее время поиска работы в вашей ...
Как зарабатывать деньги в интернете: лучшие способы

Как зарабатывать деньги в интернете: лучшие способы

21 августа 2023
Заработок
Содержание Создание собственного онлайн-магазина Торговля на Amazon или eBay Создание контента на YouTube или TikTok Фриланс на различных платформах Создание и продажа онлайн-курсов Интернет-маркетинг В эпоху цифровой революции ...
180 дней без процентов: Как кредитная карта Газпромбанка поможет вам сэкономить?

180 дней без процентов: Как кредитная карта Газпромбанка поможет вам сэкономить?

19 августа 2023
Кредитование
Кредитные карты стали важным инструментом для многих людей, которые хотят не только управлять своими расходами, но также получать дополнительные преимущества, такие как накопительные бонусы и cashback. Кредитная карта ...
Как избежать финансовых ошибок: распространенные ошибки, которые могут привести к потере денег

Как избежать финансовых ошибок: распространенные ошибки, которые могут привести к потере денег

19 августа 2023
Финансовая грамотность
Содержание Не составление бюджета и не контроль расходов Накопление долгов Неверное использование кредитных карт Недостаточная страховка Неинвестированние денег Финансовые ошибки могут привести к значительным потерям денег и даже ...
Все статьи